Образовательная часть в реабилитационном процессе

04.08.2015 г. ПОЛЕЗНОЕ /
Образовательная часть в реабилитационном процессе

Дорогие друзья! Подписчики! Сегодня я хочу с вами поделиться тем, как происходит научение любому навыку, как мы получаем новый жизненный опыт, как мы получаем новые привычки.

Первый этап в процессе вообще любого обучения начинается с того, что мы с чем-то знакомимся. Ну, например, мы росли себе, росли, и подростками мы вдруг узнаем, что, не знаю, мой приятель, ваш приятель пришел и рассказал, что сегодня его папа учил ездить на машине, у него получалось, и так далее. Вот с этого момента вы знаете, что вы не знаете, как ездить на машине и как управлять автомобилем. До этого был первый уровень: вы не знали, что вы не знали.

Дети, когда рождаются, они вообще ничего не знают. Они как белый лист бумаги. Со временем они научаются все большим знаниям и навыкам: учатся работать на компьютере, учатся водить машину, учатся считать, писать, общаться с другими людьми и так далее.

Но изначально человек не знает, что он чего-то не знает. И вот он встречает кого-то, кто рассказывает ему о новом жизненном опыте. И если это привлекательно для человека, теперь он знает, что он некомпетентен в каком-то вопросе. То есть первый уровень – это бессознательная некомпетентность (вы не знаете, что вы чего-то не знаете). Второй уровень – это сознательная некомпетентность (вы уже в курсе, что вы чего-то не знаете, или некомпетентны в чем-то – вы знаете, что вы не знаете).

Поэтому вы обнаруживаете, что есть что-то, чему стоит научиться. И вы будете удивлены, что другие люди намного более компетентны в каком-то вопросе, чем вы. Ну, например, ваш друг уже умеет водить машину, переключать скорость, трогаться и знает правила дорожного движения. И для него уже как бы не составляет труда ездить на машине.

Вы, допустим, принимаете решение научиться ездить на автомобиле. Переходите на третий уровень образовательного процесса – сознательная компетентность. То есть вы развиваете навыки в этой области. Но вы должны постоянно думать и контролировать себя. Например, вы садитесь, вы переводите дыхание, молитесь и вспоминаете: «Так, что мне нужно сначала сделать? Мне нужно повернуть ключ в замке зажигания. Потом мне нужно выдавить педаль сцепления. Потом мне нужно включить первую скорость. Потом мне нужно посмотреть в зеркало, нет ли кого-то слева, включить поворотник. И дальше – то есть нужно нажимать на газ, отпускать сцепление, и вы постепенно поедете.

У вас будет не получаться. Будете сначала глохнуть будет ваша машина. Вы будете злиться, бояться. Вы будете забывать что-то делать: одеть ремень безопасности. Но со временем у вас, повторяя одни и те же действия, будет происходить процесс обучения. И через какой-то момент вы поймете, что вы два месяца за рулем, но вы чувствуете себя самым крутым водителем на свете. Что вы еще и по телефону успеваете разговаривать. Девушки, например, успевают в зеркало посмотреть на светофоре, губы накрасить. Мальчики, не знаю, закурить.

Поэтому это становится вашей привычкой. Это начинает происходить автоматически. У вас хорошо, замечательно получается. Получается это естественно. Это называется четвертый уровень обучения – бессознательная компетентность.

Так вот смотрите. Если говорить о нашей работе, о моей работе – о реабилитации наркозависимых, здесь то же самое происходит, очень понятный и схожий процесс. То есть изначально, когда человек начинает пробовать наркотики, он не знает, что он не знает, что они его приведут к проблемам. Он вообще не знает, что не знает какой эффект вызовут наркотики. Он не знает, что он не знает пока еще, что он не сможет их бросить сам со временем, а они приведут его к серьезным проблемам. Он этого пока не знает.

Он пробует, начинает употреблять, и через какое-то время ему начинают друзья говорить, что что-то ты похудел. Его девушка начинает подозревать в чем-то, начинает задавать вопросы. Он задумывается о том, чтобы прекратить (некоторые задумываются прекратить) употребление наркотиков. И у него могут начаться проблемы в учебе, проблемы с деньгами, проблемы со здоровьем какие-то.

И он, допустим, пытается остановиться сам, на какое-то время прекратить употребление. Но потом по понятным причинам продолжает. Об этом не в этой статье, почему он продолжает. И тут он понимает, что он не знает, как остановиться. То есть у него сознательная некомпетентность. Он знает, что остановиться надо, но он не знает, как остановиться.

Проблемы нарастают. И, например, его родители кладут в один из наших реабилитационных центров «Решение», где происходит одна из частей реабилитации – это образовательная часть, образовательное направление. И ему начинают специалисты давать информацию о его заболевании: наркомании или алкоголизме, токсикомании. Ему начинают давать информацию о том, как проявляет себя болезнь. И последствия приводят, почему он не мог раньше остановиться, что происходит с его психикой, начинает изучать свои чувства, ходит на лекции, пишет задания. И, в конце концов, изучать те способы, которые помогали другим людям оставаться трезвыми, изучать свои эмоции, изучать себя, изучать свой характер.

И он начинает видеть, что у других людей: у кого-то три месяца уже чистоты и трезвости (не употребляет психоактивные вещества), а у кого-то есть у людей уже и год, и десять, и пятнадцать. И он понимает, что у него может получиться. Но пока ему приходится еще в реабилитационном центре в безопасной обстановке совершать эти действия (новые для него), о которых он узнает из информативного блока, образовательного блока лечебно-реабилитационного процесса. И у него получается день остаться чистым, трезвым, два, три. Он заставляет себя делать какие-то вещи, которые не хочет делать.

Именно почему, вообще, процесс реабилитации длительный при наркозависимости, алкоголизме? Потому что привычки, по учению академика Павлова, формируются у человека, примерно закрепляются в течение 90 дней.

90 дней – этот тот вообще минимальнейший базовый начальный этап реабилитации, образно – начальная школа, в которой человек, мы избавляем его от острой эмоциональной боли, он проходит мотивацию на дальнейшее лечение, он как бы только приходит в себя после наркотиков. И дальше ему нужно привыкать, сначала в безопасной обстановке совершать новые действия.

То есть если человек жил там 20 или 30 лет и был одним человеком, начал употреблять наркотики, привык употреблять наркотики. А до употребления наркотиков вся сумма его знаний, навыков и всего его привело к наркотикам. То есть у него, по сути, нет опыта, как жить полноценной жизнью без вещества. Вот он начинает изучать это, привыкать в реабилитационном центре. И когда он меняется, нормальный реабилитационный процесс должен состоять примерно от 6-ти месяцев, иногда до 2-х лет для некоторых людей.

Так вот в какой-то момент человек понимает, что ему легко уже оставаться чистым и трезвым. И теперь он компетентен, что нужно делать. Он знает о проявлениях своей болезни, он знает, когда она проявляется, он знает, какие способы нужно применять, какие техники нужно применять, что нужно делать, чтобы оставаться чистым. Мало того – он делает это автоматически. И таким образом человек обретает новую жизнь и трезвость.

У родителей то же самое происходит (в семье наркозависимого у родителей). Они сначала пребывают в таком блаженном неведении. Они полностью не знают, что вообще у них есть проблема. Они не знают, что их ребенок употребляет. Они не знают, что они не знают. Но в какой-то момент, например, начинают пропадать дома деньги, или члены вашей семьи начинают вести себя неадекватно, или раздается звонок из милиции. В общем, происходит какая-то неприятность.

И теперь вы переходите на второй обучающий этап – это сознательная некомпетенция. То есть теперь вы в курсе, что вы чего-то не знаете, что вы некомпетентны в чем-то, что есть какая-то такая черная дыра, вообще, в вашей информации о вашем близком человеке. Вы не знаете, как ему помочь. Но вы думаете, что вы знаете. Вы начинаете его уговаривать. Вы начинаете с ним скандалить. Вы начинаете ему угрожать, плакать, чего-то обещать: купить машину. Вы начинаете делать тысячи неправильных действий и, в конце концов, вызываете врачей на дом, которые делают капельницы, пытаетесь положить человека в психиатрическую больницу, чтобы его изолировали и он там как-то одумался. То есть тысячу неправильных действий вы совершаете, получаете свой болезненный жизненный опыт.

В конце концов, вы, например, заходите в интернет, видите сайт реабилитационных центров «Решение» и решаете обратиться к специалистам. Вы приходите на первичную консультацию к нам в офис, и наши клинические психологи или психотерапевты дают вам первичную, изначальную информацию, что наркомания – это болезнь, болезнь системная, то есть болезнь многоуровневая, комплексная.

И комплексные проблемы можно решать только комплексными способами. Вы узнаете, что нужно сделать, как замотивировать вашего ребенка, что нужно сделать, чтобы он, вообще, попал в реабилитационный центр. И вы начинаете совершать эти действия, которые приводят к результату.

Все, ваш ребенок находится в реабилитационном центре на лечении. Вы ходите на занятия для родственников, получаете свою информацию, как работать с зависимостью, как, собственно, простраивать ваши новые отношения в семье, как отдавать ответственность за жизнь за вашего ребенка в его руки и не забирать у него его собственный жизненный опыт. То есть не решать за него проблемы, а помогать, чтобы он учился свои проблемы решать сам. То есть не кормить его все время рыбой, а научить его ловить рыбу, научить его встречать проблемы лицом к лицу, иногда падать, нести ответственность за свою жизнь и так далее.

То есть вы получите знания и начинаете, пока еще ваш ребенок находится в реабилитационном центре, встречаясь с ним вместе со специалистами, советуясь, вы начинаете строить с ним новые отношения. То есть вы знаете, что нужно делать. Но вам каждый раз как бы приходится себя принуждать к этим новым действиям, вспоминать, что теперь стоит поступать по-новому. Потому что старые ваши действия не дали хороших результатов. Старые ваши отношения привели вас к кризису системному в вашей семье. И вы знаете теперь о ваших новых навыках и работаете над их совершенствованием.

Вы по-прежнему концентрируетесь на выполнении каких-то действий, но чем больше вы практикуетесь и получаете больше опыта, тем все больше и больше у вас начинает получаться это «на автомате» – простраивать новые отношения с вашим близким человеком. И в какой-то момент у вас это начинает получаться очень хорошо, получаться естественно, автоматически. Вы переходите в четвертый уровень обучения, то есть бессознательную компетентность. Вы не знаете, что вы знаете. То есть вы делаете это абсолютно естественно, абсолютно просто.

Если перенести это на вождение автомобиля, то вы можете ехать уже за рулем, разговаривать по телефону, курить. То же самое в приготовлении пищи. То же самое в изучении языков. То же самое в любом деле, которому вы хотите научиться.

Спасибо вам за внимание. Буду благодарен, если вам понравилась эта статья, вы поставите отметку об этом. Может быть, сделаете перепост друзьям. И таким образом мы сможем кому-то быть вместе полезными.

«Ваш кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог, психотерапевт, Болдырев Олег.»

Пост был для вас полезен?

Тогда пожалуйста, сделайте следующее...

  1. Поставьте «лайк».
  2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
  3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже :)

Поиск по сайту

Подпишись и получи бесплатно книгу от Олега Болдырева
YouTube канал
Изучите проблему и решение на моём канале YouTube
Моя книга
Энциклопедия независимости (Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А.) 2006г.
VKontakte